На саранском заводе «Биохимик» планируют запустить крупнейшее в стране производство отечественных фармацевтических субстанций. В перспективе Россия сможет экспортировать собственные инновационные лекарства с не меньшим успехом, чем нефть, газ и атомную энергию.
Такое заявление сделал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) председатель совета директоров ГК «Промомед» Петр Белый. В интервью «РГ» собеседник рассказал об импортозамещении и перспективах развития отечественной фарминдустрии в современных условиях.
Петр Александрович, в апреле на проходившем в Саранске выездном заседании совета по вопросам интеллектуальной собственности Совфеда РФ вы заявили, что, несмотря на санкции, дефицита лекарств в стране не будет: российские производители готовы обеспечить внутренний рынок необходимыми препаратами. На чем основан такой оптимизм? По каким группам лекарств ситуация сегодня наиболее благополучная, а в каких сферах нашим фармкомпаниям, на ваш взгляд, следовало бы усилить работу?
Петр Белый: По всем ключевым нозологиям сегодня в России производится достаточное количество лекарственных средств, чтобы обеспечить полностью нужды здравоохранения без перебоев. Более того — в РФ делается много субстанций для готовых лекарственных форм, и этот процесс идет по нарастающей. Мне приятно сказать, что компания «Промомед» на своем заводе «Биохимик» уже в течение ближайших месяцев открывает одно из крупнейших в стране производств активных фармацевтических субстанций. Это семь цехов, три из которых посвящены синтезу онкологических молекул, всего более чем 150 наименований активных молекул. Новая площадка станет огромным шагом вперед. И вся отечественная фармотрасль сейчас делает очень много, чтобы вопрос о лекарственной достаточности у нас вообще на повестке не стоял.
Сегодня очень важно, чтобы российская фарминдустрия трансформировала практику дженериковой модели развития в инновационную. Как правильно сформулировано в концепции «Фарма – 2030», наша цель — чтобы появились собственные оригинальные препараты во всех ключевых терапевтических группах, и чтобы эти молекулы были правильно защищены патентами. Потому что появление большого количества инновационных препаратов — это новый качественно уровень здравоохранения. А для экономики страны — это новый ресурс для экспортного потенциала. Ведь новые лекарства — это то, что Россия может экспортировать с не меньшим успехом, чем нефть, газ, атомную энергию и т.д. Это следующий вызов, с которым мы должны справиться. Мы научились производить любые дженерики — теперь нам надо научиться производить в важнейших терапевтических группах инновационные лекарства в достаточном количестве.
И отдельный большой вызов, который стоит перед индустрией — необходимо создать целую систему производства биотехнологических лекарств. Это новое поколение терапии. В мире появляется все больше и больше таких препаратов — от тех болезней, которые раньше не лечили, или тех, которые можно лечить более эффективно и безопасно. Наша компания тоже делает важные шаги в этом направлении.
На том же заседании по вопросам интеллектуальной собственности в числе главных проблем фармотрасли вы назвали регуляторное неравенство отечественных производителей лекарств и западных компаний. В частности, упомянули о том, что сегодня необходимо создать систему, которая бы стимулировала и поддерживала вывод российских инновационных лекарственных средств. Каких шагов для этого вы ждете со стороны государства?
Петр Белый: Это важнейшая тема. Из советского прошлого мы унаследовали своего рода «запретительную» систему рассмотрения патентных заявок — при которой очень многие аспекты широты правовой охраны обрезаются еще на стадии рассмотрения. В то же время в мире мы видим другие практики — когда заявители, наоборот, получают максимальный объем правовой охраны своей интеллектуальной собственности
И надо признать, что позитивные изменения уже происходят. Сегодня Роспатент развернут лицом к индустрии. Уже созданы механизмы такого ускоренного консультирования, когда не только фармкомпании, но и научные коллективы из университетов или исследовательских центров могут обратиться напрямую в Роспатент, получить консультацию — насколько патентоспособно изобретение, в чем надо усилить доказательность, куда лучше направить усилия, чтобы получить максимальный объем блокирующей охраны. Это абсолютно, критически необходимо, чтобы наша индустрия пользовалась такой же практикой формирования патентной охраны, как ведущие фармкомпании мира. И тогда наши разработки получат системную платформу для развития на иностранных рынках.
Источник: rg.ru