Группа компаний «Промомед» является одним из лидеров российской фарминдустрии. В пандемийный 2020 год «Промомед» одним из первых вывел на рынок препарат для лечения коронавируса на основе молекулы фавипиравира. А всего компания выпускает более 250 наименований лекарственных препаратов, 80% которых являются жизненно важными. О том, как отразится санкционное давление на фармацевтической отрасли, победит ли человечество коронавирус окончательно, о биотехнологиях и кадровом резерве, а также об участии компании в ПМЭФ-2022 корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной рассказал председатель совета директоров ГК «Промомед» Петр Белый.
— Петр Александрович, наша встреча проходит на полях ПМЭФ, с чем «Промомед» приехал на форум, какие соглашения вы подписали?
— Прежде всего, подчеркну, что ПМЭФ является важным мероприятием для нашей страны и сегодня, в турбулентное время, для нас, как и других крупных компаний — представителей фарминдустрии, очень важно дать ясный сигнал здесь на форуме, что с лекарствами в нашей стране все в порядке. Предприятие работает в обычном режиме, мы синтезируем субстанции, делаем много лекарств — 250 наименований, из которых порядка 80% являются жизненно важными. Никаких перебоев с поставками лекарств нет. С лекарствами в нашей стране все хорошо.
Задачи, которые мы реализовываем, очень востребованы и все они лежат в области инноваций. На ПМЭФ мы подписали с Фондом «Сколково» соглашение о развитии инновационного кластера, поскольку у «Сколково» — очень сильное подразделение в Мордовии, где расположен наш крупный завод «Биохимик». Теперь вместе мы будем заниматься разработкой и внедрением инновационных биотехнологических фармпрепаратов. Для республики и самого фонда это рывок к ускорению инноваций — для нас же это очень насущный шаг в развитии, так как «Сколково» — это универсальный ускоритель инноваций с огромным опытом и экспертизой.
Также в дни форума мы заключили соглашения о стратегическом партнерстве с четырьмя ведущими российскими вузами — Российским химико-технологическим университетом имени Д.И. Менделеева, Московским государственным медико-стоматологическим университетом имени А.И. Евдокимова, Национальным исследовательским Мордовским госуниверситетом имени Н.П. Огарёва и Санкт-Петербургским химико-фармацевтическим университетом.
Все соглашения направленны на развитие сотрудничества в области подготовки высококвалифицированных кадров для отечественной фармацевтической промышленности и являются для нас необходимым звеном плодотворной работы.
— Форум — это также площадка для взаимодействия бизнеса с госорганами. Насколько важна для вас помощь государства? Как она оказывается?
— Помощь государства чрезвычайно важна. Главное, воспринимать ее правильно — это не волшебник, который прилетит и начнет с вертолета раздавать деньги. Помощь государства ценна в нашем квалифицированном взаимодействии — в создании условий и рынков для того, чтобы российская фарминдустрия перестала эксплуатировать дженериковую модель, которая типична для большинства развивающихся стран мира. Нам очень важно, чтобы наши лекарства все больше и больше становились инновационными.
Опыт ковида показал, что это возможно. Он нам дал появление целого поколения инновационных лекарств, запатентованных в России. Его важно распространить на критически важные направления терапии: на заболевания сердечно-сосудистой системы, на онкологические и неврологические заболевания, на диабет и, безусловно, на борьбу с инфекциями.
Так, на одной из сессий форума шло обсуждение вопроса обеспечения условий патентования, которое должно соответствовать лучшим мировым практикам. Если уж мы говорим об инновациях, то они должны быть защищены с самого начала, с первого шага, с зарождения идеи и защищены так, как делают это лучшие фармкомпании во всем мире.
И вот здесь стоит сказать о нашем позитивном опыте взаимодействии с госорганами. Сегодня индустрия и регулятор слышат друг друга. Роспатент создал специальный инструмент, который позволяет российским фармкомпаниям быстро проверять свои идеи, свои инновации на патентоспособность. Сейчас это — не строгий орган, в который ты что-то подаешь и ждешь суровый вердикт. Теперь это партнер, который в состоянии проконсультировать, направить исследовательскую силу в направлении максимальной защищенности интеллектуальной собственности российских разработчиков.
— Для чего нужна такая защита?
— Кто—то здесь на форуме правильно сказал, что нам надо создавать лекарства, чтобы лечить болезни в России. Внесу существенную поправку — мы должны создавать лекарства, чтобы лечить болезни в мире. Новые препараты — это всегда новый подход к терапии, возможность лечить то, что раньше не лечили, либо лечение было не быстрым или малоэффективным. Это необходимо и для врачей, и для пациентов не только в России, а везде в мире. Поэтому для нашей отрасли важно, что регуляторы — и Минпромторг, и министерство здравоохранения, и Роспатент нас слышат и поддерживают. Такое сотрудничество — путь к тому, что наши разработки перешагнут границы и станут мировым достоянием. Не только нефть, газ, атом, российские программисты, но и плоды деятельности лучших ученых со всей страны, реализованные в виде патентов и лекарств, станут и уже становятся золотым достоянием России.
— ГК «Промомед» в сжатые сроки разработала несколько инновационных препаратов против COVID-19. Конечно же, это — вызов времени. Но сегодня в СМИ стали часто говорить про борьбу с оспой обезьян. Работаете ли вы и в этом направлении?
— Работы ведутся. Оспа обезьян пока не является серьезной угрозой и не предвещает перерастания в какую-то фазу, подобную эпидемии или пандемии. Пока это ограниченное количество случаев в ограниченном количестве стран. Но мы, как индустрия должны всегда быть готовыми к любым вызовам. Исследования уже ведутся, мы работаем с молекулами-кандидатами, которые могут быть эффективны для лечения тех случаев оспы обезьян, которые возникают у человека. Разработки идут, и, если это станет угрозой, мы будем в состоянии создать в сжатые сроки новое лекарство.
— Вы коснулись темы биотехнологий. Какие цели ставит перед собой компания в этом направлении?
— Биотехнологии — любимая тема в нашей компании. Если мы говорим про инновационные химические лекарства, то создание молекулы нового класса — это удача. Повезло! А биотехнология — наука гораздо более системная и последовательная, я бы сказал, «более преданная» человеку. Здесь можно с гораздо большей вероятностью рассчитать, какая молекула будет работать, какой патологический процесс мы остановим. Здесь есть все шансы создавать лекарства с гораздо большей эффективностью и безопасностью. Если мы посмотрим на мировые тренды, то сегодня все большая доля заболеваний лечится именно биотехнологическими лекарствами.
Сегодня наша страна на «отлично» делает химические лекарства, 90% дженериков мы производим сами, мы все больше и лучше делаем субстанции. Через 2-3 года производство большинства субстанций будет локализовано.
А вот биотехнологическое производство у нас пока в более ранней стадии развития. Этим занимается ограниченный круг компаний, и здесь, на форуме, они все присутствуют. Это наши герои, которые, по сути, создали в стране новую индустрию. И сила страны сейчас должна проявиться в том, чтобы таких компаний было как можно больше, и чтобы каждая группа разрабатывала свой сегмент биотехнологических препаратов для лечения заболеваний любой сложности. От самых редких, орфанных, где мало пациентов и трудно делать исследования, до самых известных патологий — прежде всего, хронических. Для того, чтобы мы могли лечить то, что раньше не поддавалось лечению. Лечить лучше, безопасней, с большей вероятностью успеха. Вот это — биотех. И это — будущее страны.
— То есть, можно сказать, что вы занимаетесь будущим страны?
— Это наша мечта. Но мы стараемся и очень много делать, чтобы приблизить будущее. Приведу один пример: сейчас много говорят об РНК-технологиях, особенно с того времени, когда появилась мРНК- вакцины, которые показали замечательные терапевтические результаты.
У нас есть своя РНК-технология — но не для создания вакцины, а для лечения заболеваний. Мы воссоздали целую терапевтическую платформу и на ее основе у нас уже зарегистрирован первый препарат. Эта платформа дает возможность для создания новейших лекарств, для лечения самых разнообразных заболеваний — от рассеянного склероза до онкологических заболеваний, для пред— и постконтактной профилактики широчайшего круга инфекционных заболеваний.
Эта платформа создана. И, кстати, ее развитием занимаются выпускники Мордовского госуниверситета, с которым мы на ПМЭФ подписали соглашение по расширению сотрудничества в области обучения профессиональных кадров. Отмечу, что этот замечательный коллектив талантливых молодых профессионалов, самому старшему из которых всего 27 лет, развивает уникальную технологию для страны и мира, обслуживают всю эту платформу, которая дает шанс вылечить тех, кого мы сейчас считаем безнадежно больными.
Благодаря работе с вузами, получается такой замечательный цикл сотрудничества: мы готовим специалистов, специалисты приходят работать на завод, делают инновации. Этими инновационными препаратами лечится вся страна, а дальше — новые выпускники, еще более интересные идеи, еще больше препаратов, инноваций. Очень важно, чтобы их работа имела мировое будущее. И мы сделаем все возможное, чтобы новейшие лекарства — результаты работы этой замечательной команды молодых ученых стали доступны во всем мире.
Источник: ria.ru